16.09.2013

ГИА С 1 и С 2

                                            
                            Изобразительные средства речи и их роль.
                                                         Шаблоны сочинений С-2. Подготовка к ГИА.

Урок 1
                                                              Сочинение по тексту 32 (список тем Цыбулько)   
Сочинение
Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.
В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил все одним духом». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «очень быстро, моментально». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
В предложении 24 автор использует фразеологизм «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует бесцеремонное поведение девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка.
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (125 слов)

Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая
смысл высказывания, взятого из учебника русского языка:    
 «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речипорой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Необходимо привести аргументы из текста. Для этого  возьмите текст, выпишите или подчеркните в нем все фразеологизмы, которые там встретите. Их в тексте довольно много:
- пришел в себя (2)
-обрушился всем телом (7)
-завыла в полный голос(10)
-браться за дело, закатав рукава (15)(чаще в словарях встречается слово «засучив»)
-заходя в тупики(16)
- тяжкий грех (21)
-валить с больной головы на здоровую (21) и другие.

Сейчас выберите для своего сочинения те фразеологизмы,
значение которых можете истолковать.
Переписывайте вторую часть сочинения,
вставляя выбранный вами фразеологизм:
В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего « перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее. (Значение фразеологизма вы можете взять во фразеологическом словаре или в Интернете.)
Переписываете третью часть сочинения,
 вставляя выбранный вами фразеологизм: 
В предложении 21 автор использует фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…
Все. Наши аргументы готовы.
Соединяем все части сочинения и получаем новую работу:
Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.
В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
В предложении 21 автор использует употребляемый мною в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (137 слов)

Урок 2
Нужно написать сочинение, хотя бы чуть-чуть
отличающееся от шаблона (того же сочинение).
Сочинение
Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.
В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто слышу в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
В предложении 21 автор употребляет фразеологизм «тяжкий грех», который я тоже использую в своей речи. У него также есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (137 слов)
Аргументы по шаблону.
Нужно разнообразить вступление и заключение работы.
Вступление и вывод по смыслу очень похожи.
Поменяем их местами, сохранив только те части, которые
НЕОБХОДИМЫ именно в этом разделе.
ВСТУПЛЕНИЕ
    Автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи», несомненно, прав. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.
(Жирным шрифтом выделено во вступлении то, что нельзя убирать из шаблона.)
Изменили эту часть, воспользовавшись заключением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, могу сделать вывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы, - повседневные спутники нашей речи.
(Жирным шрифтом выделено в заключении то, что нельзя убирать из шаблона.)
Соберем воедино наше НОВОЕ СОЧИНЕНИЕ:
Автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи», несомненно, прав. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.
В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
В предложении 21 автор использует употребляемый мною в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…
Таким образом, могу сделать вывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы,- повседневные спутники нашей речи.
Урок № 3
Ваше вступление и заключение не походили на другие?  
Можете в книгах о фразеологизмах, в Интернете или в других источниках найти яркие, эмоциональные слова об этой единице языка. Там вы встретите сравнения фразеологизмов с россыпями бриллиантов и с яркими изумрудами на фоне речевой ткани. Несомненно, эти фразы помогут вам самостоятельно написать начало и завершение работы.
2.Этот путь сложнее и проще одновременно. Что от вас хотят услышать разработчики  тестов? То, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Попробуем написать свое вступление.
ВСТУПЛЕНИЕ
Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучивали специально, они с речью мамы, бабушки, учителя вошли в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.
Просто и доступно написано вступление. Нужно  это же сделать с заключением. Перечитаем еще раз цитату, отметим, что из нее мы уже использовали в начале работы? Оказывается, дословно не использовали ничего, кроме выражения «знакомы с детства». Поэтому в заключение мы можем смело взять что-то и из цитаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.
  Создаем  НОВОЕ сочинение.
СОЧИНЕНИЕ
Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучиваем специально, они с речью мамы, бабушки, учителя входят в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.
В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречается в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
В предложении 21 автор использует употребляемый нами в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения:  тяжелая  ошибка, тяжелое прегрешение,  тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ненавязчиво, но ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…
Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.
ТЕМЫ сочинений ГИА 2014 года (По сборнику И.П.Цыбулько)
                            Тест 7
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».                                                                           К. Г. Паустовский

                         Тест 8
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».                                                                                                Б. Н. Головин

                        Тест 11
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».                                                                А. А.  Зеленецкий

                      Тест 18
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
                                                                                                               А. И. Горшков
                         Тест 23
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».                                                   Е. В. Джанджакова

                          Тест 24
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».                                Г. Я. Солганик

                          Тест 26
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».                                                                                                   И. Н. Горелов
                      
                           Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».                                        Л. Н. Толстой

                            Тест 32
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».                                                                                      Из учебника русского языка

                             Тест 35
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».                                                                                          В. Г. Короленко

Темы сочинений( Сениной)

Тест 3
«Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение» 
Д. Э. Розенталь
Тест 4
 «Всякий  художественный образ – это результат творчества писателя, который отбирает необходимые языковые средства и организует их в текст для выражения своей мысли»
Р. И. Альбеткова
Тест 5
«В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление»
В. В. Виноградов
Тест 12
«Художественное слово может быть исполнено силы и энергии, но может выражать и сомнение, нерешительность, колебания, грустные размышления, сочувствие»
Из учебника русского языка
Тест 18
«Фразеологизмы всегда косвенно отражают воззрения народа, общественный строй, идеологию эпохи».
Б.А.Ларин
Тест 25
«Наречия могут усиливать выразительность речи, выполняя изобразительную функцию. С помощью наречий – эпитетов писатели создают яркие картины природы».
Из учебника русского языка
Тест 26
«Язык художественной литературы отличается образностью, в нем сочетаются языковые средства разных стилей и используются изобразительно-выразительные средства языка».
Из учебника русского языка
Тест 29
«Может ли письменный язык быть  совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному».
А.С.Пушкин
Материал для повторения
 Изобразительные средства речи и их роль

Метафора 
 это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

Олицетворение 
 наделение неодуш. предметов призаками и свойствами человека.
Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Эпитет 
образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. 
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. 
Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

Сравнение 
 сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:

а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например:Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.

б) сравнительным придаточным предложением
Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) сущ. в Т.п. 
Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

 Гипербола 
преувеличение. 
Например: Я тебе миллион раз говорил.

 Литота 
преуменьшение. 
Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Анафора 
это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Например: Имя твоё – птица в руке,
                 Имя твоё – льдинка на языке…

 Параллелизм 
 повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.
Например: Не сияет на небе солнце красное,
                 Не любуются им тучки синие…

Градация 
 усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например: Сейте разумное, доброе, вечное

Антитеза 
противопоставление, основанное на параллелизме.
Например: Они сошлись. Волна и камень,
                 Стихи и проза, лёд и пламень.

Инверсия 
 необычный порядок слов. При необычном порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Например: Вот нахмурил царь брови чёрные… 
(Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

Риторический вопрос 
 это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. 
Например: На кого не действует новизна? 

Риторическое обращение 
подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.
Например: О Русь моя! Жена моя!

 
Однокоренные слова 
слова с одинаковым корнем. 
Например: ленивый, ленится, лентяй
Фразеологизмы 
устойчивые сочетания слов. 
Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

 Лексика разговорного стиля 
слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.
Например: реветь, дочурка, продажный

 
Перифраз 
косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания 
Например: ночное светило = луна или "Люблю тебя, Петра творенье!"="Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

 
Метонимия 
образное обозначение предмета по одному из его признаков. 
Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под 
"флагами" подразумеваются  "корабли"

Лексический повтор  
намеренное повторение одного и того же 

слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.
Например: Лениво дышит полдень мглистый, 
                Лениво катится река. 
                И в тверди пламенной и чистой
                Лениво тают облака. 

Оксюморон 
сочетание несочетаемого.
Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма


Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию С2)

  Данный материал можно использовать
при аргументации своих
рассуждений в задании С2.

АНТОНИМЫ:
позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, 
помогают высказать мысль с большей точностью, 
делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:
помогают избежать однообразия изложения, 
разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
позволяют всесторонне охарактеризовать образ, 
помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, 
позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
позволяют тонко и красочно описывать явления,
способствуют точности и ясности высказывания,
дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:
служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
делают речь яркой и убедительной,
служат для передачи торжественности момента,
служат для воссоздания исторической обстановки,
служат средством речевой характеристики персонажа,
используются для создания комического эффекта, иронии;
помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
подчёркивают достоверность сказанного,
служат названиями реалий прошлых лет.

 ДИАЛЕКТИЗМЫ:
помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
служат для обозначения предметов, признаков, действий.

СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:
используется писателями как языковая основа произведения,
употребляется в любых условиях общения,
служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:
создаёт стилистическую окраску слова,
 одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:
помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:
позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, 
служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:
усиливают выразительность, образность языка произведения;
придают художественную, поэтическую яркость речи;
обогащают содержание высказывания;
выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
создают живое представление о предмете;
оценивают предмет или явление;
вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:
помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
средство передачи монотонности и однообразия действий,
повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
средство выражения многократности или длительности действия.


 

       На занятиях будут подбираться по желанию и использоваться авторские материалы  интернет-ресурсы.
 Материалы в подготовке  к написанию сочинений ( ГИА и ЕГЭ)

Комментариев нет:

Отправить комментарий