20.06.2015

Формирование универсальных учебных действий

Теоретическая часть         Источник
1.                     Попытаемся раскрыть понятие «универсальные учебные действия».
 (на уроках английского языка)
В данной задаче дано более широкое определение термина УУД («умение учиться»,способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта).
В узком смысле термин определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 
2.                     Работа в группах.
А какие виды УУД вам известны? (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные). (Группы  представляют свои ответы на вопрос)
3.                     Личностные универсальные учебные действия:
       обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
        - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;
        - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
•     целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
•     планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
•     прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
•     контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
•     коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
•     оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
•     волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
•           общеучебные,
•           логические,
•           действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:
•      самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•      поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
•      структурирование знаний;
•      осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
•      выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•      рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
•      смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
•      постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
              Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
  — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  — преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Универсальные логические действия включают в себя:
•      анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
•      синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
•      выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
•      подведение под понятия, выведение следствий;
•       установление причинно-следственных связей, 
•       построение логической цепи рассуждений,
•       доказательство;
•       выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем это:
•      формулирование проблемы;
•      самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
•           планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
•           постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•           разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
•           управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
•           умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формировать на уроках УУД можно используя, может быть кому-то уже известную технологию, -  «6 шляп».
                            

4.     Условия для успешного формирования УУД
 Условие № 1  для успешного формирования УУД  на всех ступенях образования - обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий, учитывая возрастные психологические особенности развития детей.
 Условие № 2  для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.
Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся.Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода.       Важно убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к  осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта.
Каждый учитель должен овладеть актуальными умениями:
1. Определение функций,  содержания и структуры УУД.
2. Определение круга учебных предметов, функция и содержание которых адекватно психологическому содержанию конкретного вида УУД.
3.  Выделение конкретной формы данного вида УУД.
4. Организация полной ориентировочной основы УУД с учетом предметного содержания учебной дисциплины.
5. Организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия).
6. Разработка системы задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).
Условие № 3 для успешного формирования УУД – включение в учебную деятельность.
        Правильная организация  учебной деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).  
      Условие № 4  для успешного формирования УУД – создание условий для личностного самоопределения и  самореализации ребенка.
 Условие  № 5  для успешного формирования УУД – диагностика.
5.     Средства формирования и развития УУД:
• долгосрочное домашнее задание,
• система безотметочного обучения,
• индивидуальные маршруты,
• социальная практика,
• система исследовательской работы,
• создание проблемных ситуаций.


Практическая часть
1.                А теперь предлагаю Вашему вниманию практическое задание.
 На столах представлены фрагменты тематического планирования новой рабочей программы по английскому языку. Ваша задача определить, какие УУД могут быть сформированы в процессе изучения данных тем.
2.                Работа в группах.
 При определении можете воспользоваться вспомогательной таблицей, в которой прописаны все УУД.
3.                  Уважаемые коллеги, Вам представлен конспект урока изучения нового материала по теме «Путешествие» в 7 классе. Ваша задача определить, какие УУД предполагалось формировать на каждом этапе урока.
4.                  Работа в группах.
(Работают в группах. Выдвигают свои предположения. Обсуждают.)
5.                Приходим к общему выводу.
Формирование УУД на уроках английского языка:
1.                  Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения:
ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий по английскому языку становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений. В процессе чтения, слушания, письма, при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений.

2.                  Коммуникативные действия, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников:
умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).
В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.
3.                  Формирование регулятивных действий - действий контроля:
 приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.
В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.
4.                  Личностные действия:
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). Конечно же иностранный (английский) язык для любого ребенка незнаком и сложен, но при  правильно построенном уроке ил внеклассном мероприятии, будет легко и учителю, и ученику. И самое главное необходимо проводить рефлексию для ученика на уроке и для учителя после урока.

1.  Критериями оценки сформированности универсальных учебных действии у учащихся являются:
•      соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
•      соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;
•      соответствие требованиям  к уровню языковой подготовки оканчивающих начальную школу (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования).
6.     Спасибо за внимание. Успехов!
Литература:
2.      Балашова А.И.,    К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
3.      Булин-Соколова Е.И.,    Читаем ФГОСНО, пишем ООП, включая ИКТ в ПФУУД / Е. И. Булин-Соколова, А. Л. Семёнов // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 21-30.
4.      Карабанова О. А., Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
5.      Перминова Л.М.,    Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова// Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.
6.      Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.

1 комментарий:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить