30.08.2016

Направления итогового сочинения 2016-2017

  1. "Разум и чувства",                                 подборка видеоуроков, список
  2.  "Честь и бесчестие",                            подборка видеоуроков, список
  3.  "Победа и поражение"                         подборка видеоуроков, список
  4. "Опыт и ошибки":                                 подборка видеоуроков, список  
  5. "Дружба и вражда":                              подборка видеоуроков, список  
Примерный список  

✒Разум и чувство 

И.С. Тургенев «Отцы и дети», 

И.А. Бунин «Чистый понедельник», 
А.М. Горький «Старуха Изергиль», 
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот» 

✒Честь и бесчестие 


А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель» 

Джек Лондон «Белый клык», 
Л.Н. Толстой «Война и мир», 
В.В. Быков «Сотников» 

✒Победа и поражение 


Э. Хемингуэй «Старик и море», 

Б.Л. Васильев «В списках не значился», 
Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен», 
В.П. Астафьев «Царь-рыба» 

✒Опыт и ошибки 


Джек Лондон «Мартин Иден», 

А.П. Чехов «Ионыч», 
М.А. Шолохов «Тихий Дон», 
Генри Марш «Не навреди» 

✒Дружба и вражда 


М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», 

Э.М. Ремарк «Три товарища», 
Даниель Дефо «Робинзон Крузо», 
В.А. Каверин «Два капитана»     

            
Краткий комментарий к открытым 
тематическим направлениям

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. 

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. 

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. 

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических. 
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования
→ соответствие открытым тематическим направлениям;
 → обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
 → обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
 → нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке); 
→ соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.); → ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.                                                    Источник: ФИПИ.
Памятка для ученика.
На что следует обратить внимание учителю.
Определение темы и основной мысли сочинения.
85 работ победителей региональных этапов Всероссийского конкурса сочинений 2015.
1. Внутренний конфликт: чувства против разума.

2. "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк)

3. "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести" (В.Г.Белинский)

4. "Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин)

5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств" (М.Пришвин)

6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь" (Пифагор)

7. "Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями" (Н.В.Гоголь)

8. "Разуму не постичь надобностей сердца" (Люк де Клапье Вовенарг)

9. "Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский)

10. "Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце" (Шиллер)

11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни" (Л.Н.Толстой)

         
Комментируя направления для итогового сочинения, Н.Д. Солженицына отметила, что предложены они "в виде сопоставления двух полярных, или по крайней мере контрастных, понятий".


Такие понятия, считает Наталья Дмитриевна,  "задают как бы две точки, между которыми возникает некоторое напряженное пространство, дающее возможность составить огромное число тем. Контраст, противопоставление... как бы расшевеливают, задевают, вовлекают ученика сделать собственный выбор ... проявить свою позицию и ее аргументированно защищать".

             Размышление на тему ДРУЖБА

Комментариев нет:

Отправить комментарий