Кажется абсолютно очевидным, что ученики, которые не очень любят школу, часто получают не самые хорошие оценки, а отличниками становятся в первую очередь те, кому нравится учеба и все, что с ней связано. Однако по данным последних исследований, никакой корреляции между успеваемостью школьников и их отношением к урокам нет. «Теории и практики» выбрали самое интересное из статьи на Aeon о том, почему детские впечатления о школе могут стать проблемой в будущем.

Чтобы хорошо учиться, совершенно не обязательно любить школу. К такому выводу пришла в ходе исследования доцент педагогического факультета Университета Нового Южного Уэльса в Австралии Джиюн Ли. Она проанализировала данные, предоставленные Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В базе содержится информация об участниках из 72 стран. В рамках программы дети сдают тесты по ряду предметов, а также заполняют анкеты об учебном процессе и своем к нему отношении. Например, в одном из вопросов им предлагается выбрать одно из четырех утверждений:
А. Школа мало помогает мне подготовиться к взрослой жизни.
Б. Школа — пустая трата времени.
В. Школа дает мне необходимую для принятия решений уверенность.
Г. Школа дает мне знания, которые могут пригодиться в работе.
Оказалось, что никакой прямой связи между достижениями школьников и их отношением к учебе нет. Причем это отсутствие корреляции сохранялось в разных слоях общества, в развитых и развивающихся странах. В большинстве государств лучшие ученики невысокого мнения о школе. А ребята, которые учатся хуже, не обязательно не любят уроки. Тут появляется интригующий вопрос: что же, если не интерес, мотивирует детей добиваться высоких результатов?
Еще одно исследование на основе той же базы данных показало, что уверенность в собственных силах — то качество, которое отличает лучших учеников от их менее успешных одноклассников. Отсюда Джиюн Ли делает вывод, что вера в себя и свою способность справляться с трудностями гораздо важнее для учащихся, чем их восприятие школы в целом.
По словам исследователя, то, что отношение детей к школе не влияет на их успеваемость, — это реальная проблема. Если учащиеся думают, что школа обманула их ожидания, и если им кажется, что свои знания они в основном получили вне школы, это может повлиять на их дальнейшее отношение к официальным учреждениям в целом. Многие люди с пессимизмом смотрят на роль таких организаций; возможно, их негативный имидж сформировался именно благодаря детским впечатлениям от школы.
Джиюн Ли советует взрослым не забывать о том, какое влияние учеба в школе имеет на всю дальнейшую жизнь человека. И, возможно, уделять больше внимания практическим занятиям, чтобы ребенок понял, как полученные за партой знания помогут ему в дальнейшем.