Развитие речи

                       Пособия по ОГЭ 
Об авторе: Елена Маханова
Подготовка к ОГЭ. Изложение.
Изложение
Это комплект, состоящий из учебно-практического справочника с мультимедийными приложениями. В пособии не только рассматриваются требования к изложению, но и даются рекомендации по выполнению данного задания и наглядно демонстрируются примеры различных способов сжатия отдельных фрагментов и полных текстов.

Дополнительно

  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по 

                                            Разбор задания   "Уроки русского языка",  " Уроки литературы".
Теорию, разработки, материал:
        * как написать   ( презентация по развитию речи, загрузка), скороговорки



1.Прекрасная коллекция к урокам по развитию речи    см.папки       
  Александра Смольянинова "Галерея современного искусства"                              
  " Наивная живопись" и   другие (отдельно по художникам)   
 ( см. ниже)

2.Изложение " Легенда о Байкале",

4.Пишем сочинение С2.2,


6.Изложение " Ожегов" ( 9 класс),
  Интерактивный плакат "Совесть" от Людмилы Тяжелковой

 9  .Складывавем синквейны.
10. Методика.  ГИА С 2.2
11.Пишем творческие миниатюры. Сихи( о море)
12. Достопримечательности города Москвы.
13 Сочинения на лингвистическую тему (смотрите на странице" ГИА и ЕГЭ")
14. Миниатюры для творческих минуток.
15. Мультики, созданные детьми( "Конь с розовой гривой")
16. Притчи и сказки от Людмилы Тяжелковой.                                            Ничего не бывает зря
  • Светлым образом чьей-то памяти, 
    Рядом чисел календаря 
    Вы свой след на земле оставите... 
    Ничего не бывает зря!
  •                             Басня Сергея Шепеля Однажды, когда садовник п...
  • Разное время — разные люди, Разным бывает смысл бытия. Годы пройдут -   и другими мы будем, И стал иначе всё видеть и я.
  •     Порою так немного надо Для исцеленья от тоски: Тепла, участливого взгляда, Прикосновения руки.
  • Как часто мы сжимаемся от боли, - Но не от ссадин или синяков, А от другой, - куда тяжёлой боле, - Несправедливых и обидных слов....
Можно найти материал о картинах здесь. 
          Использование фонетических особенностей слов в художественной речи.
Словообразование и выразтельность речи. и часть 2
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
 Слово как знак.     Текст.Связанность.
                                Ключевые слова..
                                Виды информации в тексте.
                                Языковые средства когезии.

Развиваем культуру речи






Дополнительная литература. Русский язык


Сочинение на лингвистическую тему (15)

Сочинение на лингвистическую тему по тексту А.Алексина: «Зачем нужен вопросительный знак?»

 Содержание (  учебник Львовой)
Страна Лингвистика  Фонетика. Орфоэпия.   Графика . Учимся писать сочинение-миниатюру.. Учимся писать сочинение-миниатюру.. Учимся анализировать художественный текст.. Учимся писать сочинение-миниатюру.. Работаем с орфографическим минимумом.. Учимся читать тексты учебника.Учимся писать сочинение-миниатюру.  Работаем с орфографическим минимумом. Учимся читать тексты учебника.. Работаем в группе.. Учимся и играем.. Учимся писать сочинение-миниатюру. . Учимся и играем.. Анализируем, думаем, рисуем.  В тём-н-ом лес-у жив-ёт дед- Осен-ник- .. Исправляем ошибки.. Учимся читать тексты учебника.. Учимся писать сочинение-миниатюру  .Полное содержание   Описание природы  
Заимствованные слова Смотреть все ...
Текст. Текст... Текст!   Текст. Связность текста

Как "работает" Слово                           от Людмилы Тяжелковой



Эссе, как жанр школьного сочинения( см. далее)

Виды сочинений по типу речи( см. далее)
Презентации к занятиям "Школы юного филолога"( смотри ниже)
Виды сочинений по типу речи
Среди огромного многообразия тем можно выделить наиболее распространенные:
                        сочинение-описание (характеристика);
  сочинение-повествование;
сочинение-рассуждение.
   Сочинение-описание
  Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения.
 Описание изображает какое-либо явление и раскрытие его признаков. Действие как таковое в описаниях отсутствует, картина чаще всего изображается статичной. Наиболее распространенными темами для сочинений-описаний являются портреты, состояния героев, природа и т. п. Среди портретов выделяют внешнее и внутреннее описание (чувства героев), которые тесно связаны между собой. Описание природы могут являться не просто фоном, а параллелью состояния героя.

   В описаниях наиболее важно точное словоупотребление при характеристике людей или мест. Для описательного текста характерно использование прилагательных и глаголов в настоящем времени. Самые яркие признаки, создающие образ, передаются сравнениями, метафорами, метонимиями, словами с оценочным значением, эпитетами, символами и т. п.
   В зависимости от формулировки темы описательные части текста могут составить или основу всего рассуждения, или только его часть.
    Например, в следующих темах описание составит основу всего сочинения:
1. Портретная характеристика Печорина.
2. Идейно-художественная роль сцены в Отрадном (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).
А в следующих темах описание является составной частью:
1. Мастерство М. Ю. Лермонтова в построении образа Печорина.
2. Счастливые минуты в жизни князя Андрея.
3. Конфликт в драме Островского А. Н. «Гроза» и его развитие.

                                          Сочинение-повествование

  Из повествовательных сочинений в школьной практике имеет место рассказ. На вступительных экзаменах абитуриенты рассказы пишут редко. Как правило, рассказ используется в средней школе для обучения и усвоения таких понятий, как композиция, сюжет.  Умение разобраться в структуре рассказа, написанного мастером поэтического слова, попытка самому написать рассказ развивают способность эстетического восприятия художественного произведения, формируют умение кратко, динамично излагать повествовательные тексты по принципу художественного рассказывания или литературного монтажа.
  Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временной последовательности. Сочинения-повествования включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия).
  Поскольку в повествовательном тексте на первый план выходит действие, то в нем часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность или смену явлений, а глаголы употребляются в прошедшем времени.
  На повествовательных частях художественного текста может быть построено целое сочинение, например, «Пути исканий смысла жизни князем Андреем». Вся аргументирующая часть этой работы будет представлять собой сжатое повествование об основных этапах жизненного пути Андрея Болконского.

                                             Сочинение-рассуждение

   Наиболее распространенный тип сочинения. Как правило, на вступительных экзаменах встречается именно сочинение-рассуждение.
   Рассуждения на литературную тему могут быть в различных жанрах: с отзыва о прочитанной книге и до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора.
   Все разнообразие формулировок тем можно свести к трем основным видам:
1) Тема-понятие (явление) — это такая формулировка темы, в которой не содержится прямого указания на идею рассуждения, автор определяет ее сам, например, «Образ Евгения Базарова».
   Тема-понятие дает самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключенную в теме, сам разрешает ее, т. е. формулирует основную идею сочинения.
  Примеры таких тем:
1. «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина» (экзаменующийся сам подбирает те произведения, о которых он будет рассказывать и которые будет анализировать. Главное в этой теме — показать эволюцию мировоззрения поэта).2. «Лишние люди» в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
3. Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
4. «Мертвые» и «живые» души в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
5. Петербург Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»).
6. Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова- Щедрина.
7. Ранний романтизм А. М. Горького.
2) Тема-вопрос. Такая формулировка тоже выражает идеи рассуждения, но указывает прямой путь к ней. Пишущий сам определяет идею рассуждения. Причем разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос.
Примеры таких тем:
1. Кто прав в споре о гуманизме, Лука или Сатин? (по пьесе А. М. Горького «На дне»)
2. Был ли выход у Катерины Кабановой?
3. Кто такой Базаров: человек дела или демагог?
4. Почему доктор Старцев стал Ионычем?
3) Тема-суждение. В такой формулировке уже выражена идея рассуждения, поэтому считается самой легкой. Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться только в подборке аргументов для обоснования этой идеи в расположении материала.
Примеры таких тем:
1. Иван Северьянович Флягин — самобытный русский характер.
2. «Мертвые души» Н. В. Гоголя — гениальная сатира на крепостническую Русь.
3. Н. А. Некрасов — народный поэт.
4. «Евгений Онегин» — роман, в котором отразился век.
                      Сочинение-рассуждение
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ 
Виды вступительной части сочинения:
  · историческая
  · биографическая
  · историко-культурная
  · сравнительно-сопоставительная, ассоциативная
  · аналитическая
Начальные фразы сочинения:

  · повторение с небольшой трансформацией формулировки темы
  · цитата из анализируемого произведения
  · высказывание критика
  · историческая или биографическая деталь
  · пояснение, комментарий к формулировке теме сочинения
  · лирическая зарисовка
  · вопрос
Проблема для исследования.
Основной тезис сочинения.
Самопроверка: соответствует ли вступительная часть теме сочинения:
· Можно ли по вступительной части определить тему сочинения?
· Поставлена ли во вступительной части проблема для исследования, предусмотренная формулировкой темы сочинения?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ
                      Построение цепочки рассуждений от общего к частному:
                              Тезис ® Доказательства ® Иллюстраци



                     Построение цепочки рассуждений от частного к общему:

                         Иллюстрации ® Что они доказывают? ® Тезис

  Виды аргументов:
   · факты, составляющие содержание художественного произведения,
   · факты из жизни,
   · положения литературоведческой науки,
   · высказывания выдающихся деятелей литературы, критиков,
    · собственные суждения.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ
Основное правило: выдвинуть новый тезис, расширяющий основную мысль главной части сочинения; обобщить на новом уровне.
Варианты заключения:
   · историко-литературный контекст,
   · литературные ассоциации,
   · литературные сопоставительные ряды,
   · контекст творчества писателя,
   · философское обобщение,
   · сопоставление различных оценок,
   · неожиданные интерпретации произведения,
   · жизнь произведения сегодня,
   · связь литературного произведения с другими видами искусства,
    · не затронутые в сочинении аспекты, связанные в формулировкой темы
· другое.

     Эссе, как жанр школьного сочинения Сочинение-рассуждение "в жанре, близком в эссе или рецензии, на основе текста, предложенного для анализа" - это задание , которое  проверяет языковую компетенцию учащихся, т.е. практическое владение русского языка, соблюдение языковых форм (орфографических, пунктуационных, лексических, грамматических стилистических), а также коммуникативную компетенцию, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание с учетом условий и задач общения, ясно и логично выражать свои мысли в письменной форме, пользоваться выразительными средствами языка.
Эссе, как жанр школьного сочинения
   "Что такое эссе, никогда в точности не было определено", - утверждает один литературоведческий словарь, а другой добавляет еще более категорично: "Эссе не может быть приведено к какой-либо дефиниции". (Дефиниция - краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова).
      Эссе - это жанр, направленный на самораскрытие личности, на выявление внутреннего творческого потенциала, на постижение собственного "Я". Постигая собственное "Я", человек познает мир, окружающий и внутренний.
   Слово пришло к нам из французского языка и означает попытка, проба. Французское слово восходит к латинскому exagium - взвешивание, exagio - взвешиваю.
    В литературном энциклопедическом словаре отмечено, что эссе - это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную (т.е. какую-то) или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо...
       Эссенстический стиль отличается
- образностью
- афористичностью
- установкой на разговорную интонацию и лексику.
     Из данного определения можно выделить следующие жанровые признаки эссе:
- конкретная тема (вопрос, проблема, повод);
- открыто личностное осмысление (как я понимаю, вижу, т.е. присутствует                 субъективный взгляд на предмет исследования);
- свободная композиция;
- небольшой объем (но не обязательно);
- афористичность (мысль, выраженная сжато и емко);
  парадоксальность (резко расходящееся с общепринятым, противоречащее признанному);
- разговорная интонация (диалог с самим собой), лексика.
                                               Таким образом, эссе характеризуется:
а) индивидуальным взглядом на предмет или объект речи;
б) наличием конкретной темы, вокруг которой строится рассуждение. Эссе - это мысли о... чем-то, ком-то, по поводу чего-то. Автор характеризует предмет с разных сторон, но не ставит своей целью дать исчерпывающий анализ. Тема (предмет, объект речи) служит побуждающей силой для рождения и развития мыслей, связанных с этим предметом;
в) выбирая ту или иную тему для индивидуального исследования, автор должен показать свободное владение темой. Автор будто ходит кругами вокруг конкретной темы, словно "плетет кружева". Такое свободное, ничем не ограниченное владение темой называют еще как "плетение кружев". Название лишь приблизительно отражает содержание работы или является точкой отправления для путешествия мысли. 
 Эссе - это диалог с самим собой, с миром, с воображаемым собеседником, с кем угодно.
Познавая окружающий мир, свое собственное "Я", автор соединяет различные способы постижения мира:
художественный
религиозный
научный, причем, они могут чередоваться
философский.
В качестве способов постижения мира он привлекает
- многочисленные примеры
- строит параллели
- подбирает аналогии
- использует всевозможные ассоциации, уподобления, сцепления.
    Письменная речь должна быть яркой, выразительной, поэтому использует все богатства русского языка.
1. Необычное вступление.
2. Автор делится своими наблюдениями, стремится передать свои впечатления.
3. Небольшой объем, свободная композиция.
4. Вывода чаще нет, вопрос остается открытым.
5. Дана установка на диалог с читателем.
6. Стиль отличается афористичностью, образностью, эмоциональностью.
7. Многообразие художественно-изобразительных средств языка.
Литературные формы эссе: письмо, страницы из дневника,путевые заметки, лирические очерки, речь, проповедь, исповедь и многое др





Толковый словарь крылатых выражений"
Вверх тормашками" "Водить за нос"

Полные варианты известных поговорок 

От Тамары Нанавы
Ни рыба, ни мясо, [ни кафтан, ни ряса]. 
Собаку съели, [хвостом подавились]. 
Ума палата, [да ключ потерян]. 
Два сапога пара, [оба левые]. 
Дураку хоть кол теши, [он своих два ставит]. 
Рука руку моет, [да обе свербят]. 
Везет как [субботнему] утопленнику, [баню топить не надо]. 
Ворон ворону глаз не выклюет [а и выклюет, да не вытащит]. 
Гол как сокол [а остер как топор]. 
Голод не тетка [пирожка не поднесет].
Губа не дура [язык не лопата]. 
За битого двух небитых дают [да не больно-то берут]. 
За двумя зайцами погонишься – ни одного [кабана] не поймаешь. 
Кто старое помянет – тому глаз вон [а кто забудет - тому оба]. 
Курочка по зернышку клюет [а весь двор в помёте]. 
Лиха беда начало [есть дыра, будет и прореха]. 
Молодые бранятся – тешатся [а старики бранятся – бесятся]. 
Новая метла по-новому метёт [а как сломается - под лавкой валяется]. 
Один в поле не воин [а путник]. 
От работы кони дохнут [а люди – крепнут]. 
Пьяному море по колено [а лужа - по уши]. 
Пыль столбом, дым коромыслом [а изба не топлена, не метена]. 
Рыбак рыбака видит издалека [потому стороной и обходит]. 
Старый конь борозды не испортит [да и глубоко не вспашет]. 
У страха глаза велики [да ничего не видят]. 
Чудеса в решете [дыр много, а выскочить некуда]. 
Шито-крыто [а узелок-то тут]. 
Язык мой – враг мой [прежде ума рыщет, беды ищет].
Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через «соседство» с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

Схема анализа литературно-художественного произведения.

1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Анализ эпизода драматического произведения
Эпизод – это законченный, но не изолированный отрывок из текста, и наша задача — через эпизод увидеть и замысел, и тему, и идею, и позицию автора, его жизненную концепцию.
Анализ эпизода – это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения.
Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, авторским ремаркам, осмысление их роли, значения для образа в целом, в то же время анализ предполагает и обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.
Вы должны:
- охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (это — экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)
- охарактеризовать героев — участников эпизода;
их отношение к событию;
к вопросу (проблеме);
друг к другу;
- кратко проанализировать речь участников диалога;
- сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);
- выявить особенности поведения персонажей; проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков;
- проследить логику развития авторской мысли;
- отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;
- сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.
- показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами;
- показать роль эпизода в раскрытии авторского замысла.
Не заменять анализ эпизода пересказом эпизода!

План разбора лирического стихотворения.
Предлагается несколько вариантов общего плана анализа стихотворного текста. Понятно, что применять тот или иной план можно полностью или частично – в зависимости от особенностей поэтического произведения.
План – это только «костыли». Они нужны на всякий случай: чтобы чего-то не забыть. Необходимо искать свой путь, свою «дверцу» в произведение. Этой «дверцей» может стать размышление над значением лексических единиц, рассмотрение значения использованных тропов, но самое главное: необходимо обратить внимание на то, что именно работает на ваше восприятие, что углубляет и усиливает для вас смысл произведения.
План анализа стихотворения
Вариант 1
1. Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?
2. Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?
3. Каким вы представляете себе лирического героя?
4. В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? В чем особенность авторской позиции?
Вариант 2
1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?
2. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).
3. Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?
4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?
5. Звуковой фон стихотворения.
6. Цветовой фон стихотворения.
7. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
8. Категория пространства.
9. Особенности композиции стихотворения.
10. Жанр стихотворения. Тип лирики.
11. Литературное направление (если можно определить).
12. Значение художественных средств.
13. История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.
Вариант 3
Автор произведения. Время написания.
Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?
Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?
Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?
Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?
Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?
Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?
Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?
Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?
Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?
Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?
Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?
Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?
Авторская позиция.
Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?
Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?
Какое место в творчестве автора занимает данное произведение?
Вариант 4
1. Внимательно прочитайте стихотворение.
2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
2.1 сколько предложений входит в него;
2.2 каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
2.3 каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?
3. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты).
4. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).
5. Обратите внимание на повторы:
– синтаксический параллелизм;
– лексические и корневые повторы;
– повторы союзов;
– анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:
6.1. в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
6.2. к какому разряду лексики они принадлежат:
- по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
– по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
– по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
6.3. какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
7. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
7.1. выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте;
7.2. найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
7.3. какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
7.4. определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
7.5. найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
8. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.
9. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
10. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.
Вариант 5
1. Дата создания.
2. Реально-биографический и фактический комментарий.
3. Жанровое своеобразие.
4. Структура стихотворения:
4.1. Форма строфы.
4.2. Тип рифмовки.
4.3. Размер.
5. Идейное содержание:
5.1. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5.2. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике.
5.3. Преобладание общественных или личных интонаций.
5.4.Лирический герой. Его характерные качества.
5.5 Синтаксические фигуры: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
5.6. Основные изобразительные средства, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. Виды звукописи.
5.7. Сопоставление основных словесных образов:
5.7.1. по сходству;
5.7.2. по контрасту;
5.7.3. по смежности;
5.7.4. по ассоциации;
5.8. Ведущая тема.
5.9.Основная мысль.
Полный план анализа произведения
1.   История создания (время написания; как писатель рабо­тал над произведением).
2.   Направление, род и жанр.
3.   Тематика и проблематика (основные темы и проблемы).
4.   Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка).
5.   Основные герои (их место в образной системе). В лири­ческом стихотворении: образ лирического героя.
6.  Сюжет и композиция.
7.  Художественное своеобразие:      
 портрет;—        пейзаж;—        художественные детали;
        средства поэтической выразительности (тропы);
        особенности языка произведения;
        особенности поэтического синтаксиса;
        особенности фонетической организации (звукопись).
8.  Для лирических стихотворений:
        стихотворный размер;
        особенности рифмы;
        строфика.
9.  Значение произведения:
        место произведения в творчестве писателя;
        значение в литературной жизни эпохи;
        значение для последующих эпох;
        взаимосвязи с произведениями того же автора и других писателей.
 Работая над произведениями по этому плану, обратите осо­бое внимание на те вопросы, которые важны не только для под­готовки материала для сочинения (задание С5), но и для отве­тов на задания частей В и С1-С4. С этой точки зрения важно не только отметить направление, в рамках которого создано то или иное произведение, его жанр, выделить особенности компози­ции и ключевые моменты сюжетного развития, дать краткую характеристику основных героев, идейно-тематического со­держания и рассмотреть вопрос об авторской оценке изобра­женного, но и привести примеры взаимосвязи по разным аспек­там с произведениями других писателей. Ведь в задание С2 и С4 вопрос о литературном контексте включается как обяза­тельный. Далеко не всегда в условиях работы на экзамене удается быстро найти ответ на такого рода вопросы — к ним лучше подготовиться заранее. По нашему плану это можно сделать в пункте 9, где рассматривается значение произведения. На­пример, говоря о романе Лермонтова «Герой нашего времени», следует отметить, что он не только продолжает начатую Пушкиным в романе «Евгений Онегин» тему «героя времени», но и открывает путь в разработке этой темы для писателей второй половины XIX века. При этом необходимо подчеркнуть, что постепенно меняется отношение к тому типу личности, который появился в романах первой половины XIX века и потом получил название «лишний человек». Писатели второй половины XIX века видят в нем скорее слабости и недостатки, чем достоинства. Таковы герои этого социально-психологического типа в произведениях Тургенева «Дневник лишнего человека», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», в поэме Некрасова «Саша», в романе Гончарова «Обломов», в повести Чехова «Дуэль». И хотя тип «лишнего человека» принадлежит литера­туре XIX века, сама проблема поиска «героя времени» остается актуальной и в литературе XX столетия, например в романе Пастернака «Доктор Живаго». Кроме того, важно отметить и те художественные достижения Лермонтова, которые нашли продолжение в русской литературе. Прежде всего здесь следует сказать о становлении жанровой формы русского реалистического социально-психологического романа второй половины XIX века. Особенно важны открытия Лермонтова оказались для формирования толстовского психологического метода «диалектики души».
 Другой пример — из лирики: говоря о стихотворении Пушкина «Пророк», можно выделить в нем определенную традицию, идущую от духовных од М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. Но вместе с тем следует подчеркнуть, что здесь Пушкин впервые в русской литературе возвел поэта на уровень пророка, определив тем самым одну из важнейших особенностей русской литературы в целом. Именно после Пушкина утвердилось представление об особой роли в обществе поэтов, призванных к служению, подобному пророческому. Вслед за Пушкиным эту тему продолжил Лермонтов в своем «Пророке», написанном незадолго до смерти в 1841 го­ду. Затем ее подхватили писатели второй половины XIX века — Достоевский, Толстой и многие другие, ставшие для все­го мира олицетворением той особой миссии писателя, которую русский поэт XX века Е. Евтушенко определил словами: «Поэт в России — больше чем поэт».
Наконец, обратимся еще к одному очень важному вопросу, касающемуся подготовки текстового материала к эк­замену. Речь пойдет о лирике, которая представлена в кодификаторе очень объемным списком произведений разных поэтов XIX и XX веков. Как правило, в темах сочинения 3-й части предполагается рассмотреть не какое-то одно определенное стихотворение того или иного автора (это содержится во второй части работы), а целый идейно-тематический пласт. Например, в демонстрационном вари­анте третья тема (С5.3) звучит так: «Что придает трагизм теме Родины в лирике С.А. Есенина?». Такая же особенность вопросов этой части была характерна и для КИМов ЕГЭ по литературе прошлых лет, например в 2008 году: «На какие особенности поэзии А.А. Фета указывал Л.Н. Толстой, отмечавший «лирическую дерзость» поэта?». Очевидно, что эта специфика останется и в КИМах ЕГЭ по литературе, по которым вам предстоит сдавать экзамен. Это обусловливает необходимость заранее рассмотреть списки стихотворений по творчеству каждого из поэтов, представ­ленных в кодификаторе, и определенным образом сгруппировать их произведения.
 Для примера обратимся к разделу по творчеству Пушкина: в кодификаторе дан список из 25 стихотворений. Как лучше их расположить при подготовке к экзамену? Конечно, можно выбрать традиционный путь — хронологический. Он вполне оправдан при изучении произведений поэта в школе на историко-хронологической основе, поскольку позволяет проследить творческий путь писателя, его эволюцию. Но для целей подготовки к сочинению по лирике лучше обратиться к другому принципу — тематическому. Тем самым вы сможете заранее определить круг тех стихотворений, на которые будете ориентироваться при написании сочинения. Разумеется, этот круг может быть расширен за счет произведений, не вошедших в кодификатор, но те из них, которые соответствуют теме сочинения, безусловно, должны быть рассмотрены.
   На основании списка стихотворений по творчеству Пушкина можно выделить следующие тематические группы: вольнолюбивая, гражданско-патриотическая, философская, пейзажная лирика, тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы. В соответствии с этими темами определим группы стихотворений (внутри таких групп можно использовать хронологиче­ский принцип):
1.   Вольнолюбивая лирика: «К Чаадаеву», «Деревня», «По­гасло дневное светило...», «Узник», «Свободы сеятель пус­тынный...», «К морю», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
 2.   Гражданско-патриотическая лирика: «К Чаадаеву». «Де­ревня», «Во глубине сибирских руд...», «Я памятник себе воз­двиг нерукотворный...».
 3.   Философская лирика: «Свободы сеятель пустынный...», «Анчар», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Туча», «Вновь я посетил...».
 4.   Пейзажная лирика: «Погасло дневное светило...», «К морю», «Зимняя дорога», «Анчар», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Вновь я посетил...».
 5.   Тема поэта и поэзии: «Разговор книгопродавца с по­этом», «Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
 6.   Тема любви и дружбы: «К Чаадаеву», «Погасло дневное светило...», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Няне», «Во глубине сибирских руд...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...».
 Следует учитывать, что стихотворения разных тематических групп могут повторяться, поскольку у Пушкина часто в одном стихотворении можно выделить несколько тем. Так, на­пример, стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...») можно отнести к лирике дружбы, поскольку в нем речь идет о лицейских друзьях поэта и оно посвящено дате основания Царскосельского лицея; его можно рассматривать в связи с эволюцией темы свободы в творчестве Пушкина; в этом стихотворении выражены философские размышления поэта о неумолимости хода времени, о связи мгновения и вечности, памяти и забвении, о роли судьбы.
 Итак, мы завершили рассмотрение очень важного аспекта подготовки к ЕГЭ по литературе, касающегося его содержательной части. По сути, если вы хорошо ориентируетесь в идейно-художественном содержании произведений, знаете и умеете использовать в их анализе теоретико-литературные понятия, понимаете историко-литературные взаимосвязи, то большую часть подготовки к ЕГЭ по литературе можно уже считать выполненной. Но есть еще один важнейший аспект этой работы: вам нужно научиться на основе всех этих знаний выстраивать письменные развернутые ответы на вопросы, писать сочинение. Этому и будет посвящена следующая глава пособия. Но прежде чем перейти к ней, проверьте свои знания.

Мастерская Александра Смольянинова.
Небольшой видеообзор живописи кисти православных художников (автор Александр Смолянинов. Из цикла "Галерея современного искусства. Краски и звуки.")
1. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Куршин Анатолий.
2. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Сергей Смирнов.
3. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Дмитрий Самодранов.
4. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Пивень Елена и Аркадий.
5. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Юрий Федоренков.
6. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Савченко Алексей.
7. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Матрехин Александр.
8. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Павел Осинин.
9. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Александр Николаевич Орлов.
10.Галерея современного искусства Александра Смольянинова. Татьяна Юшманова.
11.Галерея современного искусства Александра Смольянинова. Леонид Романенко.
12.Галерея современного искусства Александра Смольянинова. Молчанов Олег.
13.Галерея современного искусства Александра Смольянинова. Майстренко Геннадий.
14. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Дмитрий Колпашников.
15. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Юрий Пантюхин.
16. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Андрей Дареев.
17.Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Наталья Беседнова.
18.Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Валерий Бусыгин.
19.Галерея современного искусства Александра Смолянинова.Владимир Качанов.
20. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Алексей Яковлев.
21. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Эдуард Панов.
22. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Лариса Серебренникова.
23. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Василий Нестеренко.
24. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Сергей Андрияка.
25. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Степан Нестерчук.
26. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Ольга Карпачёва.
27. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Полина Лучанова.
28. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Владимир Нестерков.
29. Галерея современного искусства Александра Смолянинова. Дарья Сапожникова.
30. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Виктор Лукьянов.
31. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Олег Пятин.
32. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Антон Стекольщиков.
33. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Мария Вишняк.
34. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Николай Сытников.
35. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Михаил Абакумов.
36. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Сергей Малов.
37. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Александр Шевелёв.

38. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Владимир Жданов.
39. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Валерий Артамонов.
40. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Роман Биляев.
41. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Константин Мошкин.
42. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Анатолий Данилов.
43. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Андрей Репников.
44. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Алексей Ефремов.
45. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Исаак Левитан.
46. Галерея Современного искусства Александра Смолянинова. Михаил Нестеров.

Приложение№ 1 (к Итерактивному плакату от Л. Тяжелковой

В. Дорошевич
Случилось это в давние времена, когда и летописей-то еще не писалось. В те незапамятные времена родилась на свет Совесть. Родилась она тихой ночью, когда все думает. Думает речка, блестя в лунном свете, думает тростник, замерев, думает трава, думает небо. Оттого так и тихо. Растения ночью выдумывают цветы, соловей - песни, а звезды - будущее.
В такую ночь, когда все думали, родилась Совесть, и пошла по земле.
Жилось ей наполовину хорошо, наполовину плохо. Днем никто с ней не
хотел разговаривать. Днем не до того. Там стройка, там канавы роют.
Подойдет она к кому, тот от нее руками и ногами отмахивается:
— Не видишь, что кругом делается? Время ли с тобой разговаривать?!
Зато ночью совесть шла спокойно. Она заходила и в богатые дома, и в шалаши из тростника. Тихонько дотрагивалась до плеча спящего. Тот просыпался, видел в темноте ее горящие глаза и спрашивал:
- Чего тебе?
- А ты что сегодня делал? - спрашивала Совесть.
- Что я делал? Ничего, кажется, такого не делал!
- А ты подумай.
- Разве вот это...
Совесть уходила к другому, а проснувшийся человек так и не мог заснуть до самого утра. И многое, чего ему не слышалось в шуме дня, слышалось в тишине задумавшейся ночи.
И мало кто спал, напала на всех бессонница. Даже богатым ни доктора, ни травы не помогали.
Сам премудрый правитель тех мест не знал средства от бессонницы. Кругом все ему были должны, и всю жизнь только и делали, что долги ему отрабатывали. Когда кто-нибудь из должников крал у него горсть риса, правитель жестоко наказывал вора, чтобы другим не повадно было. Днем это выходило очень мудро, потому что другие действительно боялись.
А по ночам к правителю приходила Совесть, и тогда к нему в голову лезли совсем другие мысли:  «Почему этот человек украл? Потому что есть нечего. А почему есть нечего? Потому что заработать некогда, он весь день только и делает, что мне долги отрабатывает».
Мудрый правитель даже смеялся над этими мыслями: "Что ж это выходит, меня же обворовали, а я же не прав!»
Смеялся, а заснуть все-таки не мог. До того его бессонные ночи извели, что однажды взял он и объявил:
—     Верну я народу все их деньги, все их земли и все их дома, только пусть Совесть оставит меня в покое.
Тут уж родные мудрого правителя крик подняли:
- Это на него от бессонных ночей безумье напало!
Все жалуются:
- И меня «она» бессонницами мучает!
- И меня!
Испугались все: и богатые, и бедные. И решили люди:
—     Надо у самого мудрого ученого Китая совета спросить. Кроме него, никто помочь не может!
Снарядили посольство, принесли дары, до земли много раз поклонились и объяснили, за чем пришли. Выслушал ученый, подумал, улыбнулся и сказал:
—     Можно помочь! Можно так сделать, что «она» даже и приходить не будет иметь права!
Все так и насторожились.
А ученый опять улыбнулся и сказал:
—     Давайте сочинять законы! Напишем на свитках, что человек должен делать, а что нет. Мандарины будут учить законы наизусть, а прочие пусть к ним приходят спрашивать: можно или нельзя.
Пусть тогда «она» придет и спросит: «Что ты сегодня делал?» «А то и делал, что в свитках написано.» И будут все спать спокойно. Конечно, мандаринам все будут платить: не даром же они будут себе мозги законами набивать.
Обрадовались тут все. Принялись писать, что человек должен делать, а чего не должен. И написали. И зажили люди отлично. Только уж самые последние бедняки, у которых даже мандарину за совесть запла­тить было нечем, бессонницей страдали. А прочие, как только к ним приходила ночью Совесть, говорили:
«Что ты к нам лезешь! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!»
Поворачивались на другой бок и засыпали...
Вопросы и задания к сказке:
·       Испытывали ли вы когда-нибудь муки совести?
·       Как вы думаете, совесть есть в каждом человеке?
·       Какого человека называют совестливым, а какого — бессовестным?
·       Как вы понимаете выражение: «в нем заговорила совесть»?
·       Может ли совесть заснуть, умереть, заболеть?
·       Может ли человек вылечить свою совесть, и как?


12 готовых сочинений на лингвистическую тему
Этот пост содержит 12 сочинений на следующие темы:
1. Роль вводных слов и предложений
2. Роль цитат в речи


3. Роль однородных членов предложения в речи
4. Роль риторических вопросов в тексте


5. Роль средств выразительности в речи 
6. Роль архаизмов в речи


7. Разряды и функции частиц в русском языке

8. Зачем нужно двоеточие?

9. Зачем нужно тире?

10.Зачем нужна орфография?

11.Роль антонимов в речи

12.Зачем надо изучать морфологию?



Данные сочинения обязательно должны иметь примеры из конкретного текста. Образцы 8 и 9 демонстрируют то, как нужно оформлять примеры из текста в сочинении.



1. Роль вводных слов и предложений
     Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
     Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность (примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства (примеры ).
     А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).
     В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.
     Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
2. Роль цитат в речи
     Цитата (от лат. cito – вызываю, привожу) – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В зависимости от этого цитаты выполняют разную роль в речи.
     В публицистическом тексте обращение к цитатам – экономный и убедительный прием, позволяющий представить читателю факты, обобщить их, подтвердить свое мнение ссылкой на авторитетный источник. Для журналиста это средство не только убеждения, но и эмоционального воздействия.
     В текстах научного стиля, например, в лингвистических исследованиях, цитаты играют роль иллюстративного материала, а в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи.
     В художественном тексте, как правило, цитируется прямая речь литературных героев, поэтому цитата не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, у которого своя манера речевого поведения. По тому, как он выбирает и произносит слова, мы судим о пристрастии персонажа к книжной речи или, напротив, к диалекту, просторечию, узнаём, предпочитает ли он ласковую или грубую форму выражения, искреннюю или фальшивую интонацию.
   Таким образом, цитаты очень важны в речи.
3. Роль однородных членов предложения в речи 
     Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
     Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным (пример из текста).
     Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста).
     В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы (пример из текста).
     Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.
4. Роль риторических вопросов в тексте     
Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?
     Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем (пример из текста).
     Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме (пример из текста).
Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.

5. Роль средств выразительности в речи 
     В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.
     Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной (пример из текста).
     Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста).
     Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем (пример из текста)
     Без выразительности, речь была бы бедной и невыразительной.


6. Роль архаизмов в речи
     Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
     Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).
     Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).
     Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
7. Разряды и функции частиц в русском языке
     Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
  Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
     Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
     Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
     Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.
8. Зачем нужно двоеточие? 
     Знаки препинания появились намного поз­же, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечата­ния.
     «Зачем нужны знаки препинания? — недо­умевают некоторые мои сверстники и гово­рят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополни­тельную информацию, которую нельзя вы­разить словами, ведь она касается высказы­вания в целом.
     Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-пер­вых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причи­ну того, о чем сообщалось в первой части.
     Во-вторых, этот знак помогает увидеть та­кие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).
     В-третьих, двоеточие — письменный сиг­нал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, пос­ле знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
     Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «су­ществуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фра­зе легкость и правильное звучание».

9. Зачем нужно тире? 
     Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью ин­тонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
     Тире, как любой знак препинания, помога­ет определить границы синтаксических еди­ниц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать ин­тонацию.
     Так, в предложении 14 тире отмечает на­чало и конец такого синтаксического отрез­ка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуе­мого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередо­вания, тождества, противоположности, сле­дования (внезапного или закономерного).
     Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предло­жении 27 тире реализует значение противо­положности: «Столько лет смотрел на карти­ну, а не догадался».
     Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в пред­ложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса.
     Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его упо­треблять Н. М. Карамзин), это очень нуж­ный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.
10. Зачем нужна орфография?
     Сегодня много говорят о том, что орфографическая грамотность очень низка. В письменной речи без знания правил орфографии обойтись невозможно. Иногда мы злимся, получив плохую оценку: "И зачем нужна эта орфография! Ведь и без неё слова понятны!" Оказывается, не всегда.
     Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово "пора" (предложение № 16)можно написать так, как мы его слышим: "пара". Но тогда изменится смысл слова. А это недопустимо! Могут встретиться, конечно, слова, написание которых мы не знаем. Тогда нас выручит орфографический словарь. Чем чаще мы будем писать такие слова, тем быстрее мы запомним их написание.
      Я считаю, что орфография не враг нам, а друг: она помогает  правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!

Источник сочинения – учебно-методическое пособие "Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010" по ред. Н.А.Сениной.
Внимание! В данном сочинении приводится всего один пример из указанного текста, а надо два!
11.Роль антонимов в речи
     Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.
     В тексте В.Пескова они есть: "хорошие и плохие" люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контарстное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: "…сказка заставляет…тревожиться, радоваться". На самом деле антонимом к слову "радоваться" будет слово "грустить", но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.
     Без антонимов наша речь была бы намного беднее.

Источник сочинения – учебно-методическое пособие "Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010" по ред. Н.А.Сениной.
12. Зачем надо изучать морфологию?
     Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись.
     Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то "ь" на конце пишется (дочь, роскошь и т.д.), а если это , допустим, краткое прилагательное, то "ь" не пишется (могуч, дремуч). Или существительное "ожог" пишется с гласной "о" после шипящей в корне, а глагол "ожёг" – с гласной "ё".
     Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т.д.), на письме всегда выделяется запятыми.
     Таким образом, морфология – очень важный раздел науки о языке.

3 комментария:

  1. Спасибо огромное. Вы великая труженица. Кое-что утащила к себе.

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, Вы молодец и великая труженица. Собрать все воедино! Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. здравствуйте Елена, моя дочь учится в школе 479 как помочь с русским не знаю, нас по другому учили не могли бы вы помочь?

    ОтветитьУдалить